By enigma of consciousness (1980)

Documentary №36926, 3 parts, duration: 0:27:41
Production: Centrnauchfilm (CNF)
Director:N. Polonskaya
Screenwriters:N. Polonskaya, V. Stolyarov
Camera operators:V. Aljtshuler
Sound mixer:N. Kuznecov
Painter:V. Katkov

Topics:

Annotation:

The film answers the question: "What a man needs the ability to think."

Reel №1 By enigma of consciousness

Footage frameFootage frameFootage frameFootage frame

Учащиеся старшего класса московской школы № 151 рассуждают об отвлеченном мышлении, учитель А.Н. Добриков ставит перед ними вопросы о необходимости мышления для человека, говорит об основном отличии человеческого мозга - способности воспринимать и передавать информацию, ставит вопрос о том, как возникает у человека сознание и для чего человеку дана способность мыслить (синхронно), лица учеников и учителя.

Доктор философских наук В.В. Столяров говорит о необходимости труда для человека, подчинения своим целям внешней природы, о предназначении мышления для человека (синхронно и за кадром).

Фотография части египетской пирамиды.

Фрагмент древнеегипетской фрески.

Фотография части Колизея.

Фотографии индуистских, католических храмов.

Икона в виде цветного витража.

Фотографии образцов деревянной и современной архитектуры.

Фотография центральной части Парижа и участка Сены.

Создание чертежа на кульмане.

Инженер создает чертеж.

Архитекторы обсуждают макет нового жилого многоэтажного здания.

Вид городского пустыря и стройки вдали.

Руки каменщика, ведущего кирпичную кладку.

Столяров говорит о соответствии и несоответствии мысли реальным вещам и закономерностям, о понятии материи и сознания (синхронно).

Вид кирпичной кладки.

Каменщик ведет кладку.

Панорама части кирпичной стены.

Лицо кандидата медицинских наук Е.И. Мухина, за кадром звучат его рассуждения о восприятии внешней информации человеческим мозгом.

Соединение плат микросхем и деталей электронных и коммуникационных приборов (мультипликация).

Символы соединений химических элементов, сменяющих друг друга, комбинации переключения нейронов мозга (мультипликация).

Символические картина, иллюстрирующие процессы проникновения в мозг информации из внешнего мира (мультипликация).

Горящая свеча в подсвечнике.

Изображение на экране телевизора.

Разделяющееся пламя свечи.

Фотопортреты людей.

Картины "Девушка с горностаем".

Графические изображения женского лица.

Изображения лиц на фоне фотографии человеческого мозга (мультипликация).

Мухин рассуждает об идеальной и материальной сторонах сознания (синхронно и за кадром), лица В.В. Столярова и психолога В.И. Слободчикова.

Слободчиков говорит о невозможности воспринимать идеальную сторону, о решении проблемы идеального в философском плане, о человеке, как об изначально общественном существе (синхронно).

Мухин, Слободчиков и Столяров спорят и рассуждают о человеческом сознании, работе человеческого мозга во время восприятия информации, о понятии идеального, о взаимодействии тел, порождении мысли мозгом (синхронно и за кадром).

Изображения музыкантов.

Calendar: 1980

Locations: Moscow [820]

Reel №2

Footage frameFootage frameFootage frameFootage frame

Струи воды в красном цвете, окрашивание воды, символизирующее движение материи (комбинированная съемка).

Символическое изображение возникновения живой материи (мультипликация).

Восход солнца над летним лугом (мультипликация).

Сменяющие друг друга изображения флоры и фауны (мультипликация).

Ученица старшего классы школы № м151 произносит определение материи из учебника (синхронно).

Учитель А.Н. Добриков ставит вопрос о возможности формулировки определения сознания (синхронно).

Ученики пытаются ответить на вопрос учителя (синхронно), лица Добрикова и его учеников.

Ученики рассуждают на тему "Может ли машина мыслить?" и о функциях человеческого мозга (синхронно).

Добриков развивает тему о способности машины мыслить перед учениками, ставит вопрос, как сформировалось человеческое мышление (синхронно), лица учеников.

Один из учеников рассуждает о путях формирования человеческого мышления, используя философское определение материи (синхронно).

Добриков ставит вопрос о разграничении и этапах развития человеческих ощущений.

Один из учеников рассуждает об эволюции человеческой мысли (синхронно).

Добриков дает определение ощущения и ставит вопросы о различных видах человеческого мышления, ученики отвечают на вопросы (синхронно), лица учеников.

Добриков говорит о связи человеческого мышления и ощущений с опытом и знаниями (синхронно).

Фотография упавшей на поверхность капли молока на экране, Слободчиков ставит вопросы восприятия человеческим сознанием увиденного (синхронно), фотографии на экране меняются.

Фотография автоматизированной линии одного из предприятий.

Фотографии людей с завязанными глазами, ощупывающих хобот слона.

Проведение эксперимента по способностям психического образа, лица участников эксперимента.

Один из участников эксперимента предлагает свой вариант решения поставленной задачи, объясняет его (синхронно).

Слободчиков демонстрирует два способа решения задачи, объясняет верное и неверное решения, рассказывает о путях решения задачи, говорит о восприятии предмета с помощью его образа (синхронно).

Key words

Философия

Calendar: 1980

Locations: Moscow [820]

Reel №3

Footage frameFootage frameFootage frameFootage frame

Психолог В.И. Слободчиков загадывает загадки участникам эксперимента.

Участники эксперимента задают вопросы об образе, цвете, функциях, состоянии загаданного Слободчиковым понятия (синхронно), лица участников эксперимента.

Изображения предметов на экране, Слободчиков говорит об эксперименте с проблемной ситуацией, о поведении людей в подобной ситуации, о человеческом мышлении в проблемной ситуации, о роли выявления сущности неизвестного понятия, о внешнем облике предмета, полученном в результате ощущений и восприятий, о необходимости в данном случае понятийного мышления, о происхождении общих понятий (синхронно).

Испытуемые отвечают на вопрос о представлении ими понятия треугольника, человека вообще, испытуемые отвечают на вопросы (синхронно).

Создание примитивного изображения человека.

Вычерчивание наложенных друг на друга треугольников на листе бумаги.

Черная кошка.

Схематичное изображение человека.

Движущиеся размытые силуэты человеческих фигур, силуэты принимают четкое очертание (комбинированная съемка).

Рисунки, изображающие детей, воспитанных дикими зверями и лакающих воду из миски.

Фотографии детей, воспитанными дикими зверями.

Работы слепоглухонемого скульптора Юрия Лернера, фрагменты скульптур.

Лернер создает очередную скульптуру.

Скульптуры, созданные Лернером, среди них - бюст А.М. Горького.

Малолетний ребенок ходит по белому полу на фоне белой стены.

Мать несет ребенка на руках на фоне детских рисунков (комбинированная съемка).

Фотопортреты детей и взрослых, деятелей культуры и науки, среди них - Василий Шукшин, Георгий Товстоногов.

Key words

Философия
Психология

Personnel:

Lerner Yurij Mihajlovich -- скульптор

Calendar: 1980

Locations: Moscow [820]

Our website uses "cookies" to give you the best, most relevant experience. By continuing to browse the site, you agree to our use of cookies. See our User Agreement, Privacy Policy and Cookies Policy.