Элий Белютин и Абрамцевское братство (1992)

Док. фильм №39183, 7 частей, хронометраж: 1:04:35, ценовая категория G
Студия: Центрнаучфильм (ЦНФ)
Режиссер:Александр Миронов
Авторы сценария:Нина Молева
Операторы:Олег Чупин, Борис Агапов, Роман Алаутдянов
Звукооператор:Лидия Щербакова
Муз. редактор:Станислав Василенко
Другие авторы:Татьяна Разумова, Людмила Астреина, Зоя Пыркина

Аннотация:

Фильм посвящен Э.М. Билютину, живописцу, педагогу, историку искусства, основателю и руководителю творческой студии "Новая реальность", рассказывает об истории создания Абрамцевского братства художников.

Часть (к/п) №1 Элий Белютин и Абрамцевское братство.

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Картины Элия Белютина, написанные с стиле абстрактного экспрессионизма, на стенах выставочного зала.

Картины, стоящие у стены (панорама).

Транспортировка одного из экспонатов через зал (сверху).

Подготовка выставочного зала в Манеже к открытию, размещение картин художников, представляющих нонконформистское направление, за кадром звучит рассказ о выставке и ее участниках.

Э. Белютин принимает участие в демонтаже одной из картин и наворачиванию ее на вал после окончания выставки.

Сотрудники выставочного зала переносят снятые картины.

Упаковка снятых со стен картин.

Э. Билютин говорит о выставке, организованной участниками студии в Манеже в 1990 году, о восприятии посетителями выставки работ художников-участников выставки, представляющих нонконформистское направление в российской живописи, говорит о дальнейшей судьбе выставки и отправке картин в США (синхронно и за кадром).

Вид части Арбата, уличная торговля (сверху).

Элий Белютин идет по Арбату среди прохожих.

Лицо уличного гармониста.

Панорама развала сувениров.

Игроки в карты на Арбате.

Продавец сувениров, сидя у лотка, читает журнал.

Сидящие на скамейке молодые люди.

Люди на Арбате у сувенирных и вещевых лотков.

Белютин идет по Арбату мимо лотков с сувенирами.

Белютин проходит через двор, заходит в подъезд, панорама стен дома (снизу вверх).

Белютин поднимается по темной лестнице.

Белютин заходит в прихожую, включает свет, панорама интерьера прихожей.

Бюст и старинные часы в квартире Белютина.

Белютин с котом на руках заходит в комнату, рассказывает о картинах, висящих на стенах и их авторах (синхронно и за кадром), картины на стенах, интерьеры квартиры Белютина, картина ученика Леонардо да Винчи Бернардино де Конти.

Белютин садится в кресло у открытого окна, отпускает кота.

Белютин говорит о проблеме отношения людей к художникам, которые занимаются новым искусством, об обывательской ненависти, окружающей художника (синхронно и за кадром).

Лица посетителей выставки, слушающих музыку в исполнении Симфонического камерного оркестра Ассоциации современной музыки при Союзе композиторов во время выступления в выступает в Абрамцево, Белютин среди слушателей, дирижер управляет оркестром (панорама).

Ключевые слова

Живопись
Графика

Персоны:

Белютин Элий (Елигий) Михайлович -- художник, педагог, историк и теоретик искусства

Календарь: 1992

Места съемки: Москва [820]

Сезоны: Лето [824]

Часть (к/п) №2

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Картины художников студии "Новая реальность", созданной Белютиным, стоят, прислоненные к стволам деревьев в музее-усадьбе "Абрамцево", прожектор освещает две картины (панорама).

Участники встречи у дома в "Абрамцево", картины, прислоненные к стволам деревьев.

Э. Белютин беседует с художниками и гостями.

Сцены из опер "Мадалена" и "Мавра" в исполнении солисток "Геликон-опера", лица слушателей.

Картины художников сдудии "Новая реальность" на выставке в Манеже, Белютин беседует с одним из гостей стоя у картины (панорама).

Кинохроника 1962 года: Хрущев Н.С., Суслов М.А. и сопровождающие их лица во время посещения выставки в Манеже 1 декабря 1962 года.

Картины советских художников, написанные в стиле социалистического реализма и представленные на выставке.

Хрущев осматривает картины Фалька и Никонова в Манеже, лицо Хрущева.

Хрущев и Суслов у выставленных картин.

Хрущев спорит с одним из художников, рядом стоит министр культуры СССР Фурцева Е.А.

Посетители выставки у картин художников-формалистов.

Фотографии Хрущева во время посещения выставки в Манеже, Белютин рассказывает о выставке 1962 года в Манеже, о реакции Хрущева Н.С. на произведения некоторых художников, вместе с художниками студии "Новая реальность" вспоминает причины негативной реакции Хрущева (синхронно и за кадром).

Фотография Хрущева во время посещения выставки.

Картина художника Грибкова "Портрет отца".

Картины художников студии "Новая реальность".

Кинохроника: демоснтрация картин художников-абстракционистов в зале во время встречи Хрущева Н.С. с интеллигенцией 17 декабря 1962 года.

Фрагменты картин.

Шолохов М.А., Твардовский А.Т. в зале среди участников встречи.

Белютин проходит под арками, идет через двор дома, виды стен дома.

Кинохроника 1941 года: транспортировка аэростатов заграждения по улице Горького осенью 1941 года.

Стрелковое подразделение Красной армии движется по набережной Москва-реки.

Лица идущих в строю красноармейцев.

Панорама баррикады и противотанковых заграждений на одной из улиц Москвы.

Подразделения Красной армии и народного ополчения движутся по улицам Москвы на передовую в ноябре-декабре 1941 года.

Плакаты на стенах домов, хроника чередуется с фронтовыми зарисовками Белютина.

Противотанковые надолбы на передовой. во время битвы за Москву.

Панорама Метростроевской улицы, заставленной противотанковыми "ежами".

Белютин проходит под аркой двора.

Кинохроника: В.И. Ленин в гробы в Колонном зале Дома союзов в январе 1924 года.

Толпы людей на улицах Москвы, идущие к Колонному залу для прощания с Лениным.

Ленин в гробу.

Дзержинский Ф.Э. в почетном карауле у гроба Ленина.

Ворошилов К.Е. в почетном карауле.

Мимо гроба проходят краснофлотцы с винтовками.

Калинин М.И. в почетном карауле у гроба Ленина.

Каменев Л.Б. в почетном карауле.

Рыков А.И. и делегат Чрезвычайного съезда Советов в почетном карауле у гроба Ленина.

Сталин И.В. в почетном карауле у гроба Ленина.

Картина Белютина "Реквием", посвященная похоронам Ленина, написанная в 1962 году и хранящаяся в Третьяковской галерее.

Персоны:

Сталин Иосиф Виссарионович [842] -- государственный и политический деятель Хрущев Никита Сергеевич [882] -- государственный и политический деятель Суслов Михаил Андреевич -- государственный и политический деятель Фурцева Екатерина Алексеевна -- государственный и политический деятель Калинин Михаил Иванович -- государственный и политический деятель Каменев (Розенфельд) Лев Борисович -- государственный и политический деятель Ворошилов Климент Ефремович -- государственный, военный и политический деятель Рыков Алексей Иванович -- государственный и политический деятель Дзержинский Феликс Эдмундович -- государственный и политический деятель, руководитель органов государственной безопасности Шолохов Михаил Александрович -- писатель, журналист Твардовский Александр Трифонович -- поэт, писатель, журналист Белютин Элий (Елигий) Михайлович -- художник, педагог, историк и теоретик искусства

Календарь: 01.1924 11.1941-12.1941 01.12.1962 17.12.1962 1992

Места съемки: Москва [820]

Сезоны: Зима [823] Лето [824] Осень [826]

Часть (к/п) №3

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Э. Белютин проходит под аркой двора.

Кинохроника: физкультурники проходят по одной из улиц Москвы во время первомайских торжеств в конце 1920-х годов.

Награждение передовиков труда на строительстве, хроника чередуется с кадрами процесса формовки кирпичей.

Лица награжденных.

Лица аплодирующих физкультурников-участников первомайской демонстрации.

Лица молодых людей и аплодирующих участников митинга.

Сталин И.В. с трибуны приветствует участников физкультурного парада в середине 1930-х годов.

Рабочий склада толкает перед собой нагруженную тележку.

Вид арки прохода между дворами и стен дома.

Кинохроника: "путеармейцы"-заключенные на строительстве железной дороги на рубеже 1920 - 1930-х годов.

Укладка рельсов на шпалы.

Синхронное забивание в шпалы рельсовых костылей.

Люди с тачками на одной из строек первой пятилетки.

Земляные работы на строительстве промышленных предприятий.

Транспортировка и отвал грунта из вагонеток.

Участники физкультурного парада на Красной площади несут знамена спортивных обществ.

Вид Красной площади во время физкультурного парада.

Проходят участники парада со знаменами спортивных обществ.

Ноги и торсы проходящих физкультурников, хроника чередуется с видами арки и стен дома Белютина.

Хрущев Н.С. и сопровождающие его лица во время посещения художественной выставки.

Картины советских художников, написанные в стиле социалистического реализма, представленные на выставке.

Хрущев Н.С., Брежнев Л.И. во время просмотра картин.

Картина с изображение Хрущева.

Лица аплодирующих участников встречи Хрущева с интеллигенцией в 1962 году.

Ноги Белютина, проходящего по луже.

Картина "Ослепленные".

Белютин идет через двор, фрагменты картин Белютина.

Картины художников студии "Новая реальность", представленные на выставке в Манеже в 1990 году, фрагменты картин.

Белютин на выставке беседует с американским художником (синхронно и за кадром).

Картины с выставки.

Лицо Белютина во время беседы с гостем, сообщающем об организации выставки в Нью-Йорке, Бельтин говорит о духе настоящего искусства, живущем в народе (синхронно).

Одна из картин, представленная на выставке.

Картины, прислоненные к стволам деревьев во время встречи деятелей культуры и искусства в музее-усадьбе Абрамцево, за кадром звучит рассказ Белютина о создании Абрамцевского братства, об истории усадьбы, о целях Абрамцевского братства.

Вид части дома в Абрамцево (панорама).

Интерьеры дома, картины на стенах, художники внутри дома (панорама).

Розы в хрустальной вазе.

Художники внутри дома работают над своими картинами (панорама), за кадром звучат воспоминания художников о травле со стороны властей после выставки в Манеже.

Персоны:

Сталин Иосиф Виссарионович [842] -- государственный и политический деятель Хрущев Никита Сергеевич [882] -- государственный и политический деятель Брежнев Леонид Ильич -- государственный и политический деятель Белютин Элий (Елигий) Михайлович -- художник, педагог, историк и теоретик искусства

Календарь: 1992

Места съемки: Москва [820] Московская область [788]

Сезоны: Лето [824]

Часть (к/п) №4

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Фрагмент картины, написанной в стиле нонконформизма.

Э. Белютин говорит о теме Великой Отечественной войны в своем творчестве, о влиянии война на его творчество (синхронно и за кадром).

Художник из группы "Новая реальность" работает над картиной и говорит о влиянии войны на его творческие взгляды (синхронно и за кадром).

Фрагменты одной из картин на выставке в Манеже.

Двое художников идут по улице провинциального городка мимо бревенчатых домов.

Куры у ворот.

Художник Ю. Скопов заходит в свою мастерскую, продолжает прерванную работу над картиной.

Выступление рок-ансамбля на сцене, Скопов работает над картиной.

Картина Скопова у дома во дворе, жена Скопова рассуждает о нонконформизме, как о направлении в искусстве, объясняет смысл и идею выставленной во дворе картины мужа (синхронно и за кадром), фрагменты картины.

Э. Белютин среди своих единомышленников в мастерской, лица художников (панорама).

Фотографии Белютина среди художников студии "Новая реальность".

Внутренний вид помещения с фотографиями на стенах (панорама), художники играют в бильярд.

Фотография Суслов М.А.

Белютин на выставке говорит об открывшейся выставке, количестве художников, поддерживающих стиль "Новой реальности", об усилении творческой активности (синхронно и за кадром).

Одна из художниц говорит о женщинах в искусстве, об искусстве, как о потоке (синхронно).

Картина-автопортрет Абрамцевского братства.

Пожилые художники у открытых окон дома в Абрамцево.

Закат солнца над Окой.

Теплоходы плывут по Оке (панорама).

Виды и фотографии городов: Касимова, Калязина, Углича, Нижнего Новгорода, Егорьевска.

Фотографии членов Абрамцевского братства во время поездок по волжским городам.

Колокольня Никольского собора в Калязине.

Угличское водохранилище.

Вид здания православного храма.

Фрагмент картины с изображением православных храмов.

Волжские пейзажи в районе Нижнего Новгорода, суда на реке, фрагменты картин.

Солнце светит сквозь ветви деревьев.

След от заходящего солнца на поверхности воды.

Диск заходящего солнца.

Фрагменты одной из картин.

Персоны:

Белютин Элий (Елигий) Михайлович -- художник, педагог, историк и теоретик искусства

Календарь: 1992

Места съемки: Москва [820] Нижегородская область [790]

Сезоны: Лето [824]

Часть (к/п) №5

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Картины художников студии "Новая реальность", созданные во время поездок по Волге.

Сцена из оперы "Мавра" в исполнении артистов "Геликон-опера".

Картины художников Абрамцевского братства, фрагменты картин.

Белютин говорит о появлении в России нового революционного искусства, говорит о творчестве Малевича, создавшего искусство суперматизма, поясняет его суть, о последователях творчества Малевича, анализирует творчество Малевича (синхронно и за кадром).

Картина Малевича "Черный квадрат".

Графические работы Малевича.

Сцена из спектакля "Черный квадрат", коллаж фотографий зданий, раскрашенных в стиле Малевича.

Голова античной статуи, фрагмент картины Эпохи Возрождения, лицо Белютина (панорама).

Репродукции картин в стиле нонконформизма, античная статуэтка.

Лицо Белютина за стеклом, на фоне фрагментов картин (комбинированная съемка.

Панорама части одного из залов Манежа, посетители рассматривают картины художников студии "Новая реальность".

Белютин на выставке объясняет причины, побудившие его и его единомышленников творить в стиле нонконформизма, говорит о творческой системе модулей человека и отражении их в искусстве (синхронно).

Фрагменты картин нонконформистского направления.

Белютин на холсте демонстрирует метод кодирования предмета или фигуры при создании нонконформистского художественного произведения во время занятия со своими учениками (синхронно и за кадром), лица учеников Белютина.

Изображения людей на картинах в стиле нонконформизма, выставленных в Манеже (панорама).

Чтение вслух в квартире Белютина.

Персоны:

Белютин Элий (Елигий) Михайлович -- художник, педагог, историк и теоретик искусства

Календарь: 1992

Места съемки: Москва [820] Московская область [788]

Сезоны: Лето [824]

Часть (к/п) №6

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Горящие свечи в подсвечнике.

Лица художников-единомышленников Белютина, Белютин говорит о влиянии идей академика Вернадского на изобразительное искусство, о связи внутреннего мира человека с восприятием им изобразительных средств, демонстрирует таблицу психограмм ритма человеческого восприятия, говорит о влиянии ритма на изменение формы восприятия (синхронно и за кадром), фрагменты таблицы.

Голова статуи в квартире Белютина.

Маятник и циферблат старинных часов.

Молодой человек читает вслух отрывки из книги ученикам Белютина в его квартире, фрагмент картины Эпохи Возрождения в квартире Белютина.

Белютин демоснтрирует своим ученикам работы художника-нонконформиста, объясняет их схему и смысл, применение принципа кода при написании картин (синхронно и за кадром).

Фрагменты картины "Христос и Пилат".

Картины в квартире Белютина, Белютин рассуждает на тему: "Что такое художник?", цитирует Марселя Пруста (синхронно).

Виды улиц итальянских городов - Венеции, Милана, Беллуно.

Виды зданий старинных соборов, скульптурные группы и статуи, украшающие здания.

Картина, написанная в стиле нонконформизма, закрывает окно на балконе одного из зданий.

Организатор выставки произведений Белютина в Италии говорит об организации выставки в Милане, об интересе к творчеству Белютина в США и странах Западной Европы (синхронно и за кадром).

Картины Белютина, выставленные на балконе и перед зданием галереи в Милане.

Панорама части одного из каналов Венеции.

Панорама г. Белууно и его окрестностей.

Вид старинных зданий на городской площади.

Картина Белютина, преподнесенная им в подарок городу Беллуно.

Горный пейзаж в окрестностях Беллуно (панорама).

Единомышленники и ученики Белютина встречают его после возвращения из Италии в его квартире.

Персоны:

Белютин Элий (Елигий) Михайлович -- художник, педагог, историк и теоретик искусства

Календарь: 1992

Места съемки: Москва [820] Италия [110]

Сезоны: Лето [824]

Часть (к/п) №7

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Белютин со своими учениками во время праздничного застолья после возвращения из Италии произносит застольную речь о свободе художника, о мировом признании кодовой системы в изобразительном искусстве, поднимает тост за своих учеников (синхронно и за кадром).

Панорама застолья, лица художников.

Картины художников студии "Новая реальность", прислоненные к стволам деревьев на аллее в музее-усадьбе Абрамцево (панорама).

Картины, прислоненные к стене дома, художники Абрамцевского братства на территории усадьбы у своих картин.

Лица беседующих художниц.

Картины художников Абрамцевского братства на стенах выставочного зала в Манеже, фрагменты картин.

Белютин сидит на скамейке на бульваре, кормит голубей.

Белютин проходит под аркой во двор своего дома, проходит через двор и заходит в подъезд, панорама стен дома (снизу вверх).

Ученики Белютина слушают чтеца.

Белютин на выставке у своей картине среди единомышленников и учеников.

Персоны:

Белютин Элий (Елигий) Михайлович -- художник, педагог, историк и теоретик искусства

Календарь: 1992

Места съемки: Москва [820]

Сезоны: Лето [824]

Наш сайт использует файлы cookies для персонализации сервисов и удобства пользователей. Продолжая работать с сайтом и/или его сервисами, вы принимаете Пользовательское соглашение, Политику конфиденциальности и Политику Cookies.