Процесс художественного творчества (1979)

Док. фильм №55137, 3 части, хронометраж: 0:29:07, ценовая категория G
Студия: Леннаучфильм (ЛНФ)
Режиссер:М. Клигман
Авторы сценария:М. Каган
Операторы:К. Погодин
Звукооператор:А. Стефанов
Художник:В. Александров, О. Виноградов
Другие авторы:М. Грачева, К. Стрелкова, Л. Лобанова

Аннотация:

Фильм рассказывает об этапах процесса художественного творчества. Комментарии дают композитор Б.И. Тищенко, архитектор И.Н. Кусков , художник по стеклу Б.А. Смирнов и живописец Е.Е. Моисеенко. Показаны репетиции композитора Р.К. Щедрина, дирижера Е.Ф Светланова, балерины Майи Плисецкой, съемки х\фильма "Странная женщина кинорежиссером Ю.Я. Райзманом.

Часть (к/п) №1

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Лицо скульптуры В. Маяковского.

Блокнот и перьевая ручка на письменном столе.

Пресс-папье, пепельница, блокнот, настольный календарь, книги на письменном столе в квартире-музее Маяковского (панорама).

Интерьер комнаты в музее Маяковского.

Проведение исследований в лаборатории.

Процесс химической реакции.

Инженеры проводят исследование в области электроники.

Сборка двигателя на заводе, лицо рабочего.

Руки органиста на клавишах.

Скульптор за работой в мастерской.

балерина исполняет сольную партию.

Обложка книги Г. Гиргинова "Наука и творчество".

Книги, посвященные исследованию творческого процесса, обложки и названия книг на русском и иностранных языках.

Внутренний вид вычислительного центра.

Примеры моделирования творческого процесса с помощью кибернетической техники.

Натурщица во время сеанса в скульптурной мастерской, студенты отделения скульптуры за работой.

Издания, посвященные Отечественной войне 1812 года.

Обложка романа Л.Н. Толстого "Война и мир".

Фотография Л.Н. Толстого за письменным столом.

Фотография Ф.И. Шаляпина.

Портреты Шаляпина, написанные Кустодиевым, Серовым, Коровиным.

Звукорежиссер за пультом.

Установка пластинки на проигрыватель.

Фотография чтеца В. Яхонтова у микрофона, вращается грампластинка, за кадром звучит отрывок из драмы "Моцарт и Сальери" в его исполнении.

Прослушивание магнитной записи того же текста в исполнении Д. Журавлева, фотография Журавлева.

Молодые художники ищут подходящую натуру, летний загородный пейзаж (панорама).

Художники пишут этюды на пленэре, лица молодых художников.

Почти готовый этюд.

Фотопортреты писателя И. Бунина, ветви деревьев гнутся от ветра.

Нотная партитура, созданная П.И. Чайковским, значки на нотной бумаге, правка рукой композитора.

Отражения деревьев на поверхности воды.

Виды осеннего парка.

Художник-живописец Моисеенко Е.Е. сидит на поваленном стволе и делает зарисовки в блокноте.

Моисеенко в своей мастерской говорит о том, как у него возникает замысел произведения, о последовательности возникновения художественного замысла, перечисляет обстоятельства возникновения и формирования замысла непосредственно у художника (синхронно).

Персоны:

Моисеенко Евсей Евсеевич -- художник-живописец

Календарь: 1979

Места съемки: Ленинград [848] Ленинградская область [785] Москва [820]

Сезоны: Осень [826]

Часть (к/п) №2

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Композитор Тищенко Б.И. работает над очередным произведением.

Тищенко говорит об этапах возникновения художественного замысла у композитора, о появлении музыкальной мысли (синхронно и за кадром), демонстрирует нотную тетрадь с набросками музыкальных замыслов.

Тищенко демонстрирует свои музыкальные "наброски".

Художник по стеклу Смирнов Б.А. говорит о различных образах, накопленных в течении жизни, об их возникновении, о внутреннем содержании произведения, его смысле, идее, которые необходимо передавать зрителю (синхронно и за кадром).

Произведения из цветного стекла на полках в мастерской Смирнова.

Смирнов демоснтрирует созданную им композицию из стекла, объясняет ее идею и символы, говорит о значении символов в изобразительном искусстве (синхронно и за кадром).

Иллюстрации в книге о росписи по дереву.

Архитектор Кусков И.Н. за работой.

Листы блокнота с архитектурными эскизами.

Кусков говорит об этапах возникновения творческого замысла в архитектуре в отличие от других видов искусств, о получении функционального заказа, о влиянии среды и градостроительной ситуации на художественный замысел, демоснтрирует проект Высшего военно-морского инженерного училища им. адмирала Макарова в Стрельне, рассказывает о работе над проектом, о композиционном строе проекта (синхронно и за кадром).

Панорама части залива в Стрельне, суда у причалов.

Вид фонтанов Петергофа.

Панорама комплекса Константиновского дворца и Стрельнинского парка.

Прибрежные пейзажи Стрельны.

Архитектурные эскизы и наброски проекта.

Создание этюда художником.

Создание скульптуры, процесс лепки.

Смирнов у стеклообрабатывающего станка.

Художница на этюдах.

Тищенко пишет музыку.

Этюды и эскизы к картине Сурикова "Боярыня Морозова".

Тищенко говорит о разработке художественного замысла в музыке, говорит о "тематическом зерне" в создании музыкального произведения, об этапах работы над музыкальным произведением (синхронно и за кадром).

Листы партитуры Четвертого струнного квартета.

Тищенко проигрывает на рояле фрагменты будущего произведения.

Смирнов работает со стеклодувом.

Смирнов говорит о разработке замысла композиции своих произведений из стекла, об этапах работы над произведением, рассказывает о работе над композициями "Застолье" и "Золотая свадьба"(синхронно и за кадром).

Композиция из двух стеклянных чайников, созданная Смирновым.

Композиция "Застолье", созданная Смирновым.

Эскизы к композиции "Золотая свадьба", готовые фрагменты композиции.

Процесс обработки стеклянной детали композиции на станке, нанесение и полировка рисунка.

Фрагменты одной из стеклянных композиций.

Один из эскизов к композиции.

Процесс обработки фигур из стекла.

Персоны:

Тищенко Борис Иванович -- композитор Смирнов Борис Александрович -- художник, архитектор, фотограф Кусков Илья Николаевич -- архитектор

Календарь: 1979

Места съемки: Ленинград [848] Ленинградская область [785]

Сезоны: Осень [826]

Часть (к/п) №3

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Вид части генерального плана архитектурного проекта.

Архитектор Кусков говорит об этапах разработки архитектурного замысла, о поиске на пути от возникновения замысла до его воплощения в проекте, рассказывает об элементах и компонентах композиции генерального плана (синхронно и за кадром).

Фрагменты чертежа генерального плана проекта.

Вид макета будущего архитектурного комплекса.

Эскизы одной из картин художника Моисеенко.

Моисеенко говорит об этапах создания произведения, от замысла до завершенной картины, об изменениях и вариантах в ходе создания картины, рассказывает об этапах создания картины "Черешня", об идее и смысле картины (синхронно и за кадром).

Эскизы к картине.

Фрагменты готовой картины.

Картина на стене.

Наброски художника к картинам.

Руки скульптора разминают материал для лепки.

Рука композитора, подчищающего лезвием значок в партитуре создаваемого им музыкального произведения.

Рукописи стихов А.С. Пушкина с его портретом и зарисовками поэта.

Страницы одного из изданий "Евгения Онегина".

Рукописи романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина".

Фотопортрет Толстого.

Античная скульптура Пигмалиона и Галатеи.

Блокноты с исписанными листками на столе.

Фотографии людей, читающих книги, рассматривающих произведения живописи и скульптуры.

Фрагменты картин Р. Гуттузо, Сикейроса, Диего Риверы.

Фотопортрет Пабло Пикассо.

Скульптура В.В. Маяковского.

Картины Кустодиева "Большевик", Дейнеки "На защиту Петрограда".

Фрагменты картин советских художников, написанных в стиле социалистического реализма.

Кинорежиссер Райзман Ю.Я. на съемках х/фильма "Странная женщина".

Вид съемочной площадки в зале ожидания вокзала, Райзман дает указания актрисе (сверху).

Загораются осветительные приборы.

Райзман руководит съемкой, смотрит в окуляр кинокамеры.

Начало съемки очередного дубля.

Работает счетчик кадров.

Эпизод съемок фильма на улице, Райзман руководит съемкой.

Композитор Щедрин Р.К. и дирижер Светланов Е.Ф. во время репетиции, Щедрин дает указания оркестрантам.

Светланов дает указания оркестрантам.

Оркестр начинает исполнять произведение Щедрина, Светланов дирижирует.

Оркестр во время репетиции.

Заголовок нотной партитуры балета "Чайка".

Балерина Майя Плисецкая во время репетиции сольной партии.

Чайка в полете.

Персоны:

Кусков Илья Николаевич -- архитектор Моисеенко Евсей Евсеевич -- художник-живописец Райзман Юлий Яковлевич -- кинорежиссер, сценарист Щедрин Родион Константинович -- композитор, пианист, общественный деятель Светланов Евгений Федорович -- дирижер, композитор, пианист Плисецкая Майя Михайловна -- балерина, балетмейстер, хореограф

Календарь: 1979

Места съемки: Ленинград [848]

Сезоны: Осень [826]

Наш сайт использует файлы cookies для персонализации сервисов и удобства пользователей. Продолжая работать с сайтом и/или его сервисами, вы принимаете Пользовательское соглашение, Политику конфиденциальности и Политику Cookies.