Фильм о рабочем классе в Советском Союзе.
В 1940 году была создана государственная система Трудовых резервов, которая дала нашей промышленности постоянный приток квалифицированной рабочей силы. 2 октября 1965 года профессионально-технические училища отпраздновали свое двадцатипятилетие.
Фильм посвящен 25-летию профессионально-технического образования в СССР. Город Москва. Проходят учащиеся с флагами и транспарантами. Торжественное заседание во Дворце съездов. В зал входят пионеры. Выступают. Учебные классы ремесленных училищ городов Москвы, Люберец, Кутаиси, Минска. Производственные процессы на заводе "Серп и Молот" (г. Москва). Кинохроника: сборка винтовок, самолетов, изготовление бомб для фронта. Московская область. Ремесленное училище № 10, в котором учился первый космонавт СССР Ю. А. Гагарин. Фотографии Ю. Гагарина в детстве. Встреча Ю. А. Гагарина с учениками и преподавателями училища.
Молодежь на каруселях и других аттракционах в парке – ср., кр., общ.
Проходят девочки с цветами – ср.
Девочка надувает воздушный шар – кр.
Молодежь в сквере – ср., кр.
Юноша играет на гитаре – кр.
Проходят участники самодеятельного духового оркестра и молодежь с флагами и транспарантами – общ., ср.
Проезжают велосипедисты.
Смотрят жители – ср., кр.
Юноша проезжает с факелом на велосипеде, зажигает в чаше огонь – ср.
Народ на ВДНХ.
2 ноября.
В зал Кремлевского Дворца съездов входят пионеры, которые приветствуют собравшихся здесь на юбилей воспитанников ремесленных училищ (синхронно) – ср., общ.
Слушают и аплодируют в президиуме и в зале, среди присутствующих бывшие воспитанники ремесленных училищ Маргарита Лифанова и Валентин Бабло – ср.
Кинохроника 1940 года:
Подготовка к началу первого учебного года; проводы ребят, призванных на учебу в ремесленные училища; мальчик Валя Бабло одевается в форму учащегося ремесленного училища, идет с ребятами на занятия.
Среди присутствующих в зале Кремлевского Дворца съездов слесарь-лекальщик высшего разряда Валентин Бабло и актриса Московского театра имени Ленинского Комсомола Рита Лифанова – ср., кр.
Кинохроника 1941 года:
Работа в цехах оборонных заводов Урала и Сибири, вместе с взрослыми рабочими трудятся и воспитанники ремесленных училищ (среди них Витя Иванов, слесарь-инструментальщик по обработке сложных деталей мин, и Коля Антонов), собирают бомбы, мины, винтовки, танки и т. д.
На прифронтовом аэродроме летчики принимают новые истребители, в сборке которых принимали участие учащиеся трудовых резервов.
Выступает Рита Лифанова – ср., кр.
Летчики обнимают ребят.
Девушки разговаривают с генералом.
Выступает военный (синхронно).
Присутствующие встают и аплодируют в зале Кремлевского Дворца съездов – ср., кр.
Фото: трое юношей-сталеваров, выпускников ремесленного училища № 15 – ср.
Один из них – Виталий Константинович Михайлов – начальник смены мартена номер один, лауреат Государственной премии, в цехе завода «Серп и Молот» - кр.
Мартеновская печь – кр.
Бывший ремесленник, ныне один из лучших сталеваров завода «Серп и Молот», Виктор Кузин с товарищами за работой – кр.
Мастер листопрокатного цеха Николай Черкалин (выпускник ремесленного училища № 15) за работой в цехе завода – ср., кр.
Работает прокатный стан-250 – общ., пнр.
Раскаленные металлические змеи – ср., кр.
Работает Леонид Садиков, мастер стана, и другой рабочий.
Директор завода «Серп и Молот» Владимир Алексеевич Ермолаев (бывший ремесленник) поздравляет ребят – выпускников профтехучилищ – ср., кр.
Фасад здания подмосковного училища № 10, в котором учился первый космонавт Юрий Гагарин – общ.
Ю.А. Гагарин – гость воспитанников училища – среди ребят и воспитателей, осматривает выставку – ср., кр.
На стенде фотографии: Юра Гагарин – будущий литейщик, воспитанник училища; Юра Гагарин купается с товарищами в реке – кр., ср.
Нынешние воспитанники училища убирают постели в комнате, занимаются в классе – ср., кр., общ.
В библиотеке Ю.А. Гагарин подписывает ребятам книги (ставит свой автограф) – кр., пнр.
Выставка работ воспитанников училища – пнр, общ.
Макет космической станции – ср., кр.
Юноша дает пояснения (синхронно) – кр.
Стенд с пневматической схемой токарно-винторезного станка – кр.
Юноша дает пояснения (синхронно) – кр.
Учащиеся на занятиях в классе, работают на электронно-обучающей машине – общ., ср., кр. (московское училище № 38).
Воспитанники Кутаисского училища металлистов в цехе готовят масляные фильтры для местного автозавода, выпускающего автомашины «Колхида» - общ., ср., кр.
Мальчик из высокогорного грузинского селения Эмзари Нозадзс работает на шлифовальном и фрезерном станках – ср., кр.
Масляные фильтры, изготовленные учащимися – общ., кр.
С завода выезжают автомашины «Колхида».
Директор Кутаисского училища Георгий Нодня разговаривает с мастером – ср., кр., общ.
Директору Минского строительного училища Иосифу Дворкину вручают вазу – ср.
Отстроенный жилой дом – общ., ср.
Девушки – воспитанницы строительного училища – красят балконы, лестничные площадки – ср.
Девушка вручает жильцам ключи от квартир, желает благополучия (синхронно) – ср.
Юноши-строители закладывают фундамент нового дома – ср.
Учащиеся – участники самодеятельности – здесь же на стройке исполняют венгерский танец (синхронно) – ср., кр.
Аплодируют строители и жильцы – общ.
Новые жилые здания – общ. пнр (с в/т).
В цехе завода «Серп и Молот» рабочие тепло встречают группу выпускников профтехучилища при заводе: ребятам вручают книгу об истории завода; дают краткие характеристики учащимся (синхронно)
Соколов Саша, Романов Володя, Царев Юра, Тряпушников Саша, Ласкер Валера – кр.
Рабочие аплодируют – кр.