Фильм "Седьмое письмо Энгельгардта" посвящен знаменитому ученому и литератору Александру Николаевичу Энгельгардту, автору великой книги "Письма из деревни". За увлечение идеями народников Энгельгардт был сослан в свою смоленскую деревню. Там он занялся хозяйством, и со временем Батищево стало выдающимся имением России.
По трассе Москва-Берлин проезжают большегрузные автофургоны.
Вид отдельных участков трассы.
Книга А.Н. Энгельгардта "Из деревни. 12 писем", вышедшая в серии "Литературные памятники", руки листают страниц книги.
Портреты А.Н. Энгельгардта в разные года.
Герб семьи Энгельгардтов.
Виды православного монастыря и родового поместья Энгельгардтов - села Батищево.
Фотографии села Батищево последней трети 19 века.
Молотьба зерна току.
Профессор Ю. Макаров рассуждает о понятии крестьянского труда, роли исторических корней человека в сохранении деревенской русской культуры (синхронно).
Сельские пейзажи.
Историк Анастасия Тихонова говорит о значении, содержании и смысле записок Энгельгардта (синхронно).
Комбайн во время уборки урожая.
Комбайнер в кабине.
Макаров говорит об освещении Энгельгардтом культуры крестьянской общины (синхронно).
Панорама леса и Болдина монастыря в районе села Батищево.
Монахи и послушники работают на огороде.
Тихонова говорит о вкладе Энгельгардта в агрохимическую науку и его отношении к этому, его самореализации в деревенских условиях (синхронно).
Портрет Энгельгардта.
Календарь: 2002
Места съемки: Смоленская область [804]
Сезоны: Лето [824]
Портрет Энгельгардта.
Фотографии крестьян села Батищево.
Жительница села Батищево говорит о методах сельского хозяйства, внедренных Энгельгардтом и реализованных в селе после войны, современной хозяйственной разрухе (синхронно).
Панорама луговой растительности.
Сельские и лесные пейзажи, необработанные поля, заросшие лесом.
Фотографии Виктора Кирюшенко, главного агронома райсельхозуправления, внедрявшего сельскохозяйственные методы Энгельгардта.
Пожилая женщина сидит на скамейке у забора.
Видеохроника: Виктор Кирюшенко говорит о судьбе своей матери после войны, об упадке села Батищево (синхронно), чередуется с кинохроникой 1945 года - стадо трофейных коров гонят по улице Берлина.
Сельский пейзаж, панорама.
Течет ручей.
Вход в дом Кирюшенко в селе Батищево.
Брат и мать Кирюшенко поминают сына.
Брат рассказывает о Викторе Кирюшенко и об истории села, о нереализованных планах брата (синхронно).
Сельский пейзаж.
Лицо жительницы села Батищево Л.П. Антоненковой и ее матери - Матрены Владимировны.
Лица их дочерей и внучек - Нины и Любови.
Автомобиль едет по проселочной дороге.
Календарь: 2002
Места съемки: Смоленская область [804]
Сезоны: Лето [824]
Автомашина подъезжает к дому в селе Батищево.
Собака на привязи.
Мать и бабушка встречают Нину и Любу.
Нина и Люба помогают по хозяйству, работают в огороде, идут за водой к колодцу.
Нина рассказывает о своем муже-французе Мишеле, его работе, о своей семье (синхронно).
Виды Смоленска.
Памятник Отечественной войне 1812 года в Смоленске.
Фотографии Нины с мужем.
Свадебная видеохроника Нины и Мишеля.
Памятный камень, установленный на месте опытной сельскохозяйственной станции Энгельгардта в селе Батищево.
Нина говорит о вкладе Энгельгардта в сельское хозяйство, о современном состоянии и будущем села Батищево (синхронно).
Панорама части села, виды села.
Дети едут по улице на велосипедах.
Матрена Антоненкова исполняет старинную песню, внучка Нина слушает ее.
Автомобильный транспорт на трассе Смоленск-Москва.
Березовый лес у дороги.
Календарь: 2002
Места съемки: Смоленская область [804]
Сезоны: Лето [824]