Надеящиеся на Тя, да не погибнем (1991)

Док. фильм №39140, 7 частей, хронометраж: 1:04:13, ценовая категория S
Студия: Киностудия Отечество
Режиссер:Виктор Шкурко
Авторы сценария:Валерий Демин
Операторы:Юрий Шиповский, Виктор Лукьянов, Лев Копысов, Ирина Платонова
Дикторы:Борис Карпов
Звукооператор:Юрий Зорин, Юрий Демкин
Муз. редактор:Любовь Овчинская
Художник:Елена Сгоннова
Другие авторы:Надежда Феденистова, Генриетта Акабалиева

Аннотация:

Фильм рассказывает о судьбе православных священнослужителей, репрессированных в период 1920-1930-х годов, об их духовной стойкости. Сила духа, веры человека и небесная помощь силам добра стояли и стоят непреодолимой стеной богоборчеству XX века. В фильме предстают образы великого старца Серафима Саровского и новомученников: святителя Тихона, епископа Афанасия (Сахарова), старцев Сампсона и Тавриона, дивеевских монахинь, священников и мирян…

Часть (к/п) №1

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Свеча и лампада, горящие перед иконой Св.

Серафима Саровского.

Картины жития Серафима Саровского.

Фрагменты иконы явления Пресвятой Богородицы Серафиму Саровскому.

Лик Серафима Саровского на иконе.

Кинохроника: панорама территории Московского Кремля в дни празднования 300-летия Дома Романовых в 1913 году.

Торжественное шествие в Московском Кремле с участием Николая II и членов Императорской семьи.

Представители высшего православного духовенства идут по территории Кремля.

Николай II и цесаревич Алексей Николаевич принимают благословение митрополита Макария.

Фрески с изображением Серафима Саровского.

Фотографии крестного хода из Серафимо-Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь в 1903 году.

Фотографии православных священнослужителей, участников прославления Серафима Саровского.

Фотографии паломников, идущих поклониться Серафиму Саровскому.

Кинохроника: движение крестного хода.

Лица участников крестного хода.

Интервью очевидца событий крестного хода 1903 года К.С. Родионова (синхронно и за кадром).

Фотографии храмов и территории монастыря в Саровской пустыни.

Фотография паломников у часовни на поляне в сосновом лесу.

Фотография камня, на котором молился Серафим Саровский.

Фотографии часовни, построенной над камнем.

Икона с изображением Серафима Саровского, возносящего молитву.

Кинохроника 1920-х годов: сброс колокола с колокольни православного храма.

Руки машинистки на клавиатуре, узлы и агрегаты пишущей машинки.

Дети - жертвы голода в Поволжье в 1921-1922 годах.

Брошенная в поле лошадь.

Покинутый деревенский дом.

Укладка в сарае трупов умерших от голода людей.

Беженцы по кидают деревню.

Патриарх Тихон во время церковной службы.

Виды и панорама молебна на Красной площади и крестного хода в начале 20 века.

Силуэт машинистки, печатающей на машинке, работа узлов машинки, силуэт Ленина на стене (комбинированная съемка).

Работает телеграфный аппарат.

Участники молебна на площади.

Патриарх Тихон во время церковной службы.

Крестный ход и молебен на Красной площади.

Панорама митинга в середине 1920-х годов.

Персоны:

Николай II (Романов Николай Александрович) -- российский император Тихон (Беллавин Василий Иванович) -- Патриарх Московский и всея Руси, деятель русской православной церкви

Календарь: 1991

Места съемки: Москва [820]

Сезоны: Лето [824] Весна [825]

Часть (к/п) №2

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Кинохроника: демонстрация на улицах Москвы в честь 7-й годовщины Октябрьской революции в 1924 году.

Участники демонстрации в костюмах чертей бегут рядом с броневиком в одной из колонн.

Антирелигиозная демонстрация.

Вывоз ценностей из ворот храма в телеге (сверху).

Женщины сидят на цоколе церковной ограды.

Снятие шпиля с колокольни.

Вид митинга.

Снятие крестов с куполов православных храмов, пожилые люди, наблюдающие за разрушением храмов.

Вынос икон и утвари из храма.

Сброс креста с крыши храма.

Вынос из храма распятия.

Лица пожилых женщин.

Падение православного креста.

Играет духовой военный оркестр.

Звезда и красные флаги над храмом, превращенным в клуб.

Антирелигиозный пионерский лозунг на украинском языке.

Девочки складывают из спичек антирелигиозный лозунг.

Вид одного из православных храмов г. Владимира.

Снятие креста с храма.

Вид части колокольни.

Колокол, сброшенный с колокольни.

Рабочие разбивают сброшенный колокол, люди стоят вокруг (сверху).

Люди стоят у ограды храма и наблюдают за уничтожением икон.

Разломанные иконы.

Свечи, горящие перед иконой Серафима Саровского.

Деревянный крест над источником Преподобного Серафима в Саровской пустыни.

Весенние пейзажи в окрестностях Дивеевского монастыря.

Вид полуразрушенной колокольни.

Виды Дивеевского монастыря и пребывающих в запустении монастырских храмов.

Интервью священника Троицкого собора в Дивееве иеромонаха Кирилла (Покровского) о возрождении монастыря (синхронно и за кадром).

Здания храмов на территории монастыря перед реставрацией.

Окно собора с разбитыми стеклами.

Иеромонах Кирилл в сопровождении сторожа заходит дверь в основании храма.

Иеромонах Кирилл заходит в храм, трижды осеняет себя крестным знамением.

Овощехранилище в храме, гниющие овощи на полу.

Кинохроника 1919 года: панорама монастыря в Сергиевом Посаде.

Панорама части площади перед храмом, заполненной людьми, перед вскрытием мощей Сергия Радонежского 11 апреля 1919 года (сверху).

Лица людей.

Проходят члены комиссии по вскрытию мощей.

Священнослужитель прикладывается к мощам.

Члены комиссии заходят в храм.

Снятие покрывала с мощей.

Лица людей.

Вид монастыря.

Вскрытие раки с мощами.

Оценка церковной утвари членами комиссии по изъятию церковных ценностей.

Лица священника.

Агитатор выступает на митинге.

Лица женщин.

Виды антирелигиозного митинга.

Демонстрация детям и взрослым вскрытых мощей.

Обломки раки увозят на санях.

Интервью монахини Серафимы (Булгаковой) о мощах Серафима Саровского (синхронно).

Фотография раки с мощами Серафима Саровского в храме в начале 20 века.

Кинохроника: улицы Москвы конца 1920-х годов.

Вид на храм Христа Спасителя.

Вид Красной площади (сверху).

Люди у памятника Минину и Пожарскому напротив здания ГУМа.

Люди у витрины с антирелигиозными лозунгами.

Красноармейцы ведут схимников под конвоем после закрытия одного из монастырей.

Фотография Владыки Федора - последнего настоятеля Свято-Данилова монастыря перед его закрытием.

Продолжение интервью монахини Серафимы (синхронно и за кадром).

Фотография монахини.

Кинохроника: монахини одного из монастырей перед выселением в 1919-1920 году.

Календарь: 1991

Места съемки: Москва [820]

Сезоны: Весна [825] Зима [823]

Часть (к/п) №3

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Интервью дивеевской схимонахини Маргариты (Е.П. Лактионовой) (синхронно и за кадром), лицо и руки схимонахини.

Икона Серафима Саровского.

Кинохроника: лицо монахини.

Прибытие очередного этапа в женский лагерь в 1920-х годах.

Женщины-заключенные на работах по обжигу кирпичей.

Свиньи выходят из хлева, свинья с поросенком во дворе.

Активист выступает перед монахинями, выселяемыми из монастыря.

Священник отец Тихон (Трилесский) служит панихиду на кладбище на могилах репрессированных священнослужителей и монахов.

Цветы, растущие на одной из могил.

Часовня на кладбище.

Отец Тихон идет по дорожке, опираясь на палку.

Отец Тихон заходит в церковь.

О. Тихон в храме перед началом службы.

Интервью О. Тихона (синхронно и за кадром).

Кинохроника: Бокий Г.И. вместе с сотрудниками ОГПУ просматривает дела заключенных Соловецкого лагеря.

Продолжение интервью О. Тихона о судьбе своего отца после ареста (синхронно и за кадром).

Лик Христа на иконе.

Фотография репрессированного отца священника.

Кинохроника середины 1920-х годов: прибытие арестованных священнослужителей на грузовике к зданию суда.

Очередь на судебный процесс.

Люди проходят в здание суда.

Народные заседатели в зале суда.

Схимонахи на скамье подсудимых.

Зачитывание обвинительного заключения.

Фрагмент текста обращения рабочих с требованием расстрела подсудимых.

Люди в зале суда.

Подсудимые схимонахи прячут лица.

Интервью священнослужителя О. Виктора Шаповальникова (синхронно и за кадром).

Кинохроника: здание православного храма, превращенного в Клуб Союза воинствующих безбожников.

Вход в храм.

Строительство одного из промышленных предприятий в годы первой пятилетки.

Виды новых промышленных предприятий.

Производственный процесс в литейном цехе металлургического завода.

Персоны:

Бокий Глеб Иванович -- сотрудник органов государственной безопасности

Календарь: 1991

Места съемки: Москва [820]

Сезоны: Зима [823] Лето [824] Осень [826]

Часть (к/п) №4

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Кинохроника 1920-х годов: антирелигиозный лозунг на стене одного из закрытых православных храмов.

Икона Св.

Петра с пулевыми отверстиями.

Виды территории Соловецкого лагеря, заключенные на территории лагеря.

Интервью очевидца событий К.С. Родионова о пребывании в лагере (синхронно и за кадром).

Территория одного из монастырей, превращенного в место заключения.

Священник разворачивает антиминс, изображение оплакивания Христа на антиминсе (панорама), надпись на антиминсе, сделанная Владыкой Павлином 16 июня 1935 года.

Фотография архиепископа Павлина, келейника О. Иоанна Кронштадтского, погибшего в заключении.

Надпись Владыки Павлина на антиминсе, сделанная перед арестом.

Фотография архимандрита Тавриона, получившего антиминс.

Изображение оплакивания Христа на антиминсе.

Виды Спасо-Преображенского монастыря под Ригой.

Расписание богослужений в монастыре.

Монахини проходит по территории монастыря.

Панихида по архимандриту Тавриону на территории монастыря.

Горящие свечи на могиле архимандрита Тавриона во время панихиды.

Священник служит панихиду, поет хор монахинь, лица монахинь.

Монахини по-очереди прикладываются к кресту на могиле архимандрита Тавриона, фотографии архимандрита.

Интервью О. Владимира-ученика архимандрита Тавриона (синхронно и за кадром), фотографии О. Тавриона после возвращения из ссылки.

Прихожане по-очереди прикладываются к кресту на могиле О. Тавриона.

Вид скошенного луга с копнами сена.

Здание заброшенного сельского православного храма.

Растущие на карнизе храма деревья.

Здания заброшенных и полуразрушенных сельских православных храмов.

Калязинская колокольня посреди Угличского водохранилища.

Речной пейзаж на закате солнца.

Здание заброшенного православного храма.

Панорама части территории бывшего лагеря, заросшего лесом.

Остатки ограды с колючей проволокой.

Внутренние виды заброшенного барака, фотография репрессированного епископа Афанасия, бревенчатая стена и решетка на окне барака.

Календарь: 1991

Места съемки: Москва [820] Латвия [122] СССР [863]

Сезоны: Лето [824] Осень [826]

Часть (к/п) №5

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Интервью Е.С. Ильиной о судьбе епископа Афанасия (синхронно и за кадром), фотографии епископа Афанасия.

Фотографии епископа Афанасия в рамках на стене.

Иконы на стене в квартире Ильиной.

Фотографии Ильиной на полке в ее квартире.

Ильина листает альбом с фотографиями репрессированных священнослужителей.

Фотографии репрессированных священнослужителей на стене квартиры Ильиной.

Страницы Синодика с именами усопших.

Прихожане в храме во время службы.

Фотография О. Сампсона, в углу открытка с изображением Серафима Саровского, листок перекидного календаря с записью о смерти О. Сампсона.

Интерьеры квартиры с фотографиями на стенах.

Кинохроника: панорама Соловецкого монастыря в 1920-х годах, превращенного в лагерь.

Вывеска Управления Соловецких лагерей особого назначения.

Монастырские постройки на острове Анзер, превращенные в тюрьму.

Здание храма на горе на острове Анзер.

Фотография заключенных-священнослужителей.

Виды Соловецкого лагеря зимой.

Изображение Богородицы.

Зарядка 8-мм кинопроектора.

Любительская кинохроника, запечатлевшая О. Самсона в повседневной жизни.

О. Сампсон надевает облачение перед началом службы, за кадров звучит аудиозапись воспоминаний О. Самсона.

О. Сампсон в храме готовится к проведению службы.

Текст молитвы Серафима Саровского, принадлежавший О. Сампсону.

Любительская кинохроника: О. Сампсон в храме перед началом службы.

Железнодорожный путь, ведущий к одному из Печорских лагерей.

Пейзажи за окном вагона, штабеля дров вдоль насыпи.

Фотография О. Виктора Шаповальникова.

Интервью О. Виктора шаповальникова о проведении им пасхальной службы в лагере (синхронно и за кадром).

Фотография О. Виктора во время пребывания в заключении.

Календарь: 1991

Места съемки: Москва [820]

Сезоны: Зима [823] Лето [824]

Часть (к/п) №6

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Кинохроника: заключенные на строительстве трассы через лес.

Земляные работы на строительстве железнодорожного пути в конце 1920-х годов.

Вывоз грунта ручными тачками и вагонетками на рельсах.

Виды проложенного тракта.

Заключенные сплавляют лес по реке.

Транспортировка бревен, доставленных по воде.

Интервью О. Тихона Трилесского о встрече в заключении с будущим Патриархом Пименом (синхронно).

Фотографии Патриарха Пимена разных лет.

Фотографии кельи Серафима Саровского в Дивеевском монастыре.

Интервью священника о сохранении им образа "Умиление Божией Матери" (синхронно и за кадром).

Иконостас в красном углу в доме священника, образ "Умиление Божией Матери" рядом с иконой Серафима Саровского.

Лицо схимонахини Маргариты, иконы и фотографии священнослужителей на стенах, за кадром звучит интервью схимонахини.

Иконы в монашеской келье в Серафимо-Дивеевском монастыре.

Зимний пейзаж в Дивеево, панорама монастыря.

Икона с изображением Серафима Саровского.

Лица прихожанок во время службы.

Крестный ход в честь обретения мощей Пр.

Серафима Саровского.

Священнослужители несут икону Серафима Саровского.

Несение раки с мощами.

Патриарх Алексий II во главе крестного хода.

Шествие с мощами Серафима Саровского движется по перрону вокзала в Москве.

Лица женщин, участвующих в крестном ходе.

Крестный ход движется по Комсомольской площади.

Мужчина несет ребенка на плечах.

Движение крестного хода по улицам Москвы.

Лица проходящих участников крестного хода.

Панорама крестного хода (сверху).

Персоны:

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) -- Патриарх Московский и Всея Руси, деятель русской православной церкви

Календарь: 1991

Места съемки: Москва [820]

Сезоны: Зима [823] Лето [824]

Часть (к/п) №7

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Торжественная служба в храме в честь обретения мощей Пр.

Серафима Саровского.

Лицо Патриарха Алексия II.

Лицо одного из священнослужителей.

Рака с мощами во время службы, священнослужители прикладываются к мощам.

Лицо мальчика-алтарника.

Кинохроника 1910-х годов: наследник-цесаревич Алексей Николаевич, его сестры, император Николай II и императрица садятся в автомобиль после выхода из храма, автомобиль отъезжает от входа в храм.

Летний пейзаж, вид Дивеевского монастыря.

Горящие свечи под стволом старой березы, панорама монастырских храмов и построек.

Паломницы и монахи с молитвой обходят территорию монастыря.

Лица монахинь и монахов, исполняющих песнопение.

Паломницы у храма во время песнопения.

Внутренние виды заброшенного монастырского собора с голыми стенами, сверху капает вода.

Подросток катается на велосипеде внутри собора.

Паломницы молятся в неотреставрированном соборе.

Своды и купол собора.

Персоны:

Николай II (Романов Николай Александрович) -- российский император Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) -- Патриарх Московский и Всея Руси, деятель русской православной церкви

Календарь: 1991

Места съемки: Москва [820] Нижегородская область [790]

Сезоны: Лето [824]

Фильм №1

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Наш сайт использует файлы cookies для персонализации сервисов и удобства пользователей. Продолжая работать с сайтом и/или его сервисами, вы принимаете Пользовательское соглашение, Политику конфиденциальности и Политику Cookies.