У порога сознания (1957)

Док. фильм №59295, 5 частей, хронометраж: 0:48:28, черно-белый, ценовая категория G
Студия: Леннаучфильм (ЛНФ)
Режиссер:Г.А. Бруссе
Авторы сценария:Н.И. Жинкин, Е.Э. Мандельштам
Операторы:Б.П. Геннингс
Композиторы:Ю.А. Балкашин, И.И. Шварц
Дикторы:А.Н. Куницын
Звукооператор:Р.П. Левитина
Художник:Д.И. Платонов
Другие авторы:Т.И. Иовлиева

Аннотация:

Фильм о происхождении и эволюции животного и ра­стительного мира, об изучении рефлексов животных и об общих вопросах естество­знания.

Часть (к/п) №1

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Летний пейзаж озера на закате солнца.

По лесному озеру проплывают утки.

Плывущий лебедь.

Семейство цапель отражается на поверхности воды.

Фламинго на берегу.

Страусы в траве.

Пасущиеся овцебыки.

Голова слона.

Тюлень выглядывает из воды.

Крокодилы на прибрежном песке.

Муравьед в поисках пищи.

Дикобраз топорщит иглы.

Броненосец зарывается в песок.

Голова черепахи.

Черепаха начинает втягивать голову под панцирь.

Ноги, туловище, шея и голова жирафа.

Жираф жует ветку дерева.

Жирафы в вольере зоопарка.

Обезьяны в клетках зоопарка.

Лица обезьян разных видов.

Ученый подает обезьяне палку, наблюдает за ней из-за укрытия.

Обезьяна при помощи палки пододвигает к себе орех, лежащий за пределами вольера, забирает его.

Лицо ученого, наблюдающего за обезьяной.

Ученый-антрополог в кабинете исследует кости древнего человека, обнаруженные при раскопках.

Осколки костей, разложенные на столе.

Ученый-антрополог М.М. Герасимов собирает череп древнего человека из осколков и фрагментов костей.

Установка на череп нижней челюсти.

Нанесение на череп слоев пластилина.

Создание Герасимовым скульптурного портрета древнего мальчика-неандертальца из пещеры Тешик-Таш.

Бюст взрослого неандертальца, созданный Герасимовым по найденному при раскопках черепу.

Бюст синантропа в экспозиции Исторического музея.

Бюсты древнего обезьяноподобного человека в экспозиции музея.

Бюст австралопитека.

Череп, обнаруженный на раскопках в Африке, пролежавший в песке тридцать миллионов лет.

Скульптура прародителя древних обезьян.

Шимпанзе в лесу.

Пути эволюции ископаемой обезьяны и человека путем чередования скульптурных изображений.

Скульптурные портреты австралопитека, питекантропа, синантропа, неандертальца, кроманьонца.

Ученый держит шимпанзе за руку.

Ученый ведет обезьяну за руку.

По парку на территории Института высшей нервной деятельности.

Кинохроника 1933 года: обезьяна играет в вольере.

Академик Павлов И.П. наблюдает за обезьяной в Колтушах под Ленинградом.

Шимпанзе составляет пирамиду из кубиков с цифрами, Павлов наблюдает за действиями обезьяны.

Лесные летние пейзажи.

Подросток-гамадрил Кэффи устремляется в заросли.

Кэффи срывает плоды с дерева.

Кэффи поедает сорванный плод.

Появившиеся на свет детеныши обезьян в клетках на подстилках.

Сотрудницы института проверяют различные рефлексы маленьких обезьянок.

Цеплятельный рефлекс, наблюдаемый у ребенка.

Мать над детской кроваткой.

Детеныш обезьяны, цепляющийся за мать.

Обезьяна с детенышем.

Персоны:

Герасимов Михаил Михайлович -- антрополог, археолог, скульптор Павлов Иван Петрович -- ученый-физиолог

Календарь: 1933 1957

Места съемки: Ленинград [848] Москва [820]

Сезоны: Лето [824]

Часть (к/п) №2

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Сотрудница Института высшей нервной деятельности с детенышем обезьяны на руках.

Демонстрация сосательного рефлекса у детеныша обезьяны.

Лицо младенца, двигающего губами, мать над кроваткой малыша.

Сосательные движения, возникающие у детеныша обезьяны при виде соски.

Обезьяны в лесу.

Из-под камня выползает змея.

Обезьяны спасаются бегством, демонстрация оборонительного рефлекса.

Собака выискивает пищу в траве.

Медвежонок в поисках пищи обнюхивает и расковыривает трухлявую деревянную колоду.

Обезьяны в лесу изучают незнакомые предметы.

Обезьяна пробует на вкус еловую шишку.

Обезьяны осматривают найденные ветки, куски дерева, разыскивают среди них съестное.

Шимпанзе по кличке Вега изучает заводную игрушку.

Ученые наблюдают за действиями шимпанзе, играющей с заводной обезьянкой.

Обезьяна сидит в вольере на питьевом фонтанчике.

Обезьяна по кличке Кэффи похищает веник, лежащий за оградой вольера, играет с ним.

Кэффи участвует в опыте по изучению уровня мышления обезьян, отдает любой предмет за кусочек сахара.

Кэффи ищет предметы для обмена, предлагает в обмен кончик собственного хвоста.

Кэффи выбирает предметы, которые показывает экспериментатор.

Шимпанзе Вега участвует в очередном опыте по подтягиванию к себе подноса с лакомством.

Экспериментатор демонстрирует Веге путь решения задачи, Вега следит за его движениями.

Вега повторяет действия экспериментатора и подтягивает к себе поднос с лакомством, демонстрация рефлекса подражания.

Вега в клетке ест апельсин.

Экспериментатор меряет давление обезьяне в присутствии другой обезьяны.

Одна из обезьян начинает надевать себе на ногу манжету тонометра.

Рука экспериментатора, делающего записи.

Обезьяна пытается писать, обе обезьяны подражают человеку.

Обезьяна рисует на бумаге карандашом.

Шимпанзе Влада и Нева подражают экспериментатору.

Шимпанзе Вега во время эксперимента спасается от змеи на прутьях клетки.

Змея ползет по полу к Веге.

Экспериментатор гладит змею.

Вега начинает изучать змею, подражая экспериментатору.

Экспериментатор выпускает на пол цыпленка и разыгрывает сцену испуга.

Вега подбирается к закрытой коробке.

Вега открывает коробку, видит цыплят, убегает.

Маленький сын художника подражает отцу, пишущему картину.

Дом, нарисованный взрослым художником.

Дом, нарисованный ребенком, подражающим взрослому.

Календарь: 1957

Места съемки: Ленинградская область [785]

Сезоны: Лето [824]

Часть (к/п) №3

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Экспериментатор чертит мелом на доске геометрические фигуры, шимпанзе Вега наблюдает за ним.

Вега выводи на доске бессмысленные каракули.

Геометрические фигуры, нарисованные человеком и каракули, сделанные обезьяной мелом на доске.

Экспериментатор подводит шимпанзе к садовнику, вскапывающему землю.

Шимпанзе, подражая садовнику, начинает бессмысленно ковырять лопатой землю.

Обезьяны используют палки и камни для добывания пищи в естественных условиях.

Обезьяна-капуцин раскалывает орехи камнями.

Проведение эксперимента по выработке у обезьяны сложных навыков пользования орудиями.

Обезьяна с помощью длинной щепки достает из трубы конфету.

Экспериментатор дает обезьяне доску для изготовления орудия.

Обезьяна отламывает часть доски, пытается просунуть ее в трубу, щепка не входит из-за толщины.

Обезьяна пытается просунуть обломок доски в трубу, чтобы достать конфету.

Обезьяна отламывает от доски более узкую продольную часть, просовывает ее в трубу и достает конфету.

Обезьяна есть конфету.

Шимпанзе Лада во время опытов по выработке у нее навыка тушить огонь водой.

Лада поливает огонь водой из кружки, достает апельсин.

Лада во время опыта по переходу с одного плота на другой устанавливает лестницу для перехода, экспериментатор наблюдает за Ладой, дает ей апельсин после перехода на другой плот.

Проведение эксперимента по тушению огня, с переходом с одного плота на другой.

Лада с пустой кружкой переходит на плот с установленным на нем бочком с водой.

Лада набирает воду в кружку.

Плод за горящим огнем.

Лада заливает огонь принесенной из бачка водой, берет плод.

Лада поедает добытый плод.

Стая обезьян в естественных условиях.

Различные виды животных, объединенных в стада и стаи.

Стая волков во время совместной охоты.

Стая волков гонит стадо антилоп во время охоты.

Охота волков на оленей.

Чайки на берегу.

Чайки взлетают для отражения нападения пернатого хищника.

Стадо оленей.

Пасущиеся овцебыки.

Календарь: 1957

Места съемки: Ленинградская область [785]

Сезоны: Лето [824]

Часть (к/п) №4

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Стадо бабуинов мигрирует в естественных условиях.

Картина, изображающая стоянку стада древнейших людей.

Передвижение стада обезьян.

Обезьяны у пещер.

Корпуса медико-биологической станции в Сухуми, обезьяны общаются с сородичами из клеток.

Стадо гамадрилов на территории станции в искусственно созданных условиях, схожих с их родиной - Абиссинией.

Вожак стада по кличке Муррей.

Конфликты обезьян.

Муррей разгоняет дерущихся сородичей, наводит порядок в стаде.

Муррей наказывает виновного.

Обезьяны с детенышами на спине.

Детеныш сосет материнскую грудь.

Подросшие детеныши играют между собой.

Детеныш, затерявшийся среди камней.

Обезьяна ищет потерявшегося детеныша.

Обезьяна Кэффи помогает искать детеныша.

Кэффи находит детеныша и ведет его к матери.

Кэффи возвращает детеныша матери.

Кэффи играет с камнями.

Обезьяны присматривают за своими детенышами.

Обезьяны группами забираются вверх по камням, спасаясь от змеи.

Убегающее от змеи стадо обезьян.

Обезьяны сидят на ветках деревьев.

Подача сигнала на обед ударами в колокол.

Обезьяны спускаются с деревьев.

Сотрудница станции зовет своих подопечных на обед.

Раздача еды обезьянам.

Вожак и детеныши начинают есть.

Обезьяны ждут, пока поест вожак.

Проведение опыта по наблюдению за действиями вожака во время приема пищи.

Муррей ищет сахар, одна из обезьян, обнаружив сахар, опасается его брать.

Муррей отбирает найденный кусок сахара.

Конфликт между самками во время обеда, вожак гасит конфликт.

Вожак заканчивает обед, самки устремляются к еде.

Самки и молодые обезьяны обедают.

Проведение опыта по изучению родственных связей между обезьянами.

Обезьяны окружают оставленную клетку с детенышами.

Одна из самок залезает в свободную часть клетки и попадается в ловушку.

Стадо приходит в возбуждение.

Календарь: 1957

Места съемки: Грузия [83]

Сезоны: Лето [824]

Часть (к/п) №5

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Сотрудники станции подходят к клетке с малышами и попавшейся самкой, уносят клетку, обезьяны вокруг выражают недовольство.

Обезьяны повисают на воротах, заглядывают под них, малыши и самка в клетке.

Сотрудник воспроизводит магнитную запись криков обезьян, стадо откликается на крики.

Воспроизведение записи крика в случае опасности.

Обезьяны реагируют на крик, хватают детенышей и убегают.

Стадо гамадрилов на камнях среди деревьев.

Гамадрилы подают друг сигналы криком.

Подача обезьянами сигналов друг другу при помощи мимики и жестов.

Выражение обезьянами чувств при помощи мимики и криков.

Ученый ведет шимпанзе за руку по террасе корпуса станции.

Шимпанзе держит руку человека.

Обезьяна использует палку для выполнения простейших операций.

Изготовление обезьяной подобия примитивного орудия.

Обезьяна высовывает руку из-за решетки.

Скульптуры древних людей, использующих примитивные орудия труда.

Имитация изготовления дубины людьми каменного века при помощи каменных орудий труда.

Процесс создания ручного рубила.

Обработка дерева ручным рубилом.

Древнейшие орудия труда - сук, превращенный в дубину, рубило и отбойник.

Скульптурная композиция, изображающая коллективную разделку туши оленя древними синантропами.

Скульптурные группы, изображающие быт древних людей.

Картины, изображающие быт и жизнь древних людей.

Фрагменты картины, изображающей охоту на мамонта.

Каменные и костяные орудия труда, изготовленные человеком, в экспозиции музея.

Резец для обработки кости.

Резец рядом с костяной заготовкой.

Бюст кроманьонца.

Бюст человека.

Изготовление бюста в античном стиле.

Ученый-антрополог проводит обмеры человеческого черепа и муляжа мозга, записывает результаты.

Ученый встает из-за стола, подходит к шкафу с книгами.

Ученый раскрывает книгу, углубляется в чтение.

Книги на полках.

Места съемки: Грузия [83] Ленинград [848]

Сезоны: Лето [824]

Наш сайт использует файлы cookies для персонализации сервисов и удобства пользователей. Продолжая работать с сайтом и/или его сервисами, вы принимаете Пользовательское соглашение, Политику конфиденциальности и Политику Cookies.