Фильм
Композитор Родион Щедрин. (1970)

Кинодокумент №6851 3 части, Хронометраж: 0:28:35, Черно-белый в коллекцию Ценовая группа A

Не оцифрован

Наличие материалов


Требуется уточнение возможности оцифровки в HD.

Студия ЦСДФ (РЦСДФ)
При участии Центральное Телевидение СССР

Режиссер: Катанян В.

Авторы сценария: Капустин М.

Операторы: Захарова Г., Туморина Р.

Дикторы: Хмара Л.

Авторы текстов: Белокуров Л.

Аннотация

Фильм посвящен творчеству выдающегося советского композитора Р. Щедрина. Использованы фрагменты из его произведений.

Музыка

Культура и искусство

Часть (к/п) №1

Лежат скрипки – общ.

Композитор Родион Щедрин и дирижер Геннадий Рождественский на репетиции оркестра, разучивающего произведение Щедрина; разговор по ходу репетиции (синхронно) – разн.

Музыкант играет на флейте (репетиция) – кр.

Играют музыканты оркестра на трубах – репетиция – ср., кр.

Р. Щедрин на репетиции его оратории для симфонического оркестра, солистов и хора, посвященной В.И. Ленину; беседует с хористкой, с музыкантом.

Большой зал Консерватории во время выступления симфонического оркестра, солистов и хора – общ. (с балкона).

Симфонический оркестр, хор и солистка Людмила Зыкина исполняют ораторию Р. Щедрина, посвященную В.И. Ленину.

Сцена и первые ряды партера – общ.

Людмила Зыкина поет фрагмент из оратории «Ты спокойно спи, дорогой Ильич…» (синхронно).

Живописные пейзажи среднерусской полосы – общ. пнр.

Река Волга, прибрежные луга под облачным небом – пнр, общ. (с в/т).

Пейзажи полей, колышется пшеница на ветру – общ.

Поляна с одуванчиками – ср.

Поляна с ромашками рядом с полем пшеницы – ср.

Опушка березового леса.

Белая гряда облаков над полем зерновых – общ.

Березы с длинными косами тонких ветвей, качающихся от ветра.

Зима.

Рязанская деревня – общ.

Вечерний летний пейзаж, две лошади гуляют на песчаной отмели на речке – общ.

Деревенская улица вечером – общ.

Диск луны, отраженный на поверхности спокойной воды, потом колышется на водной ряби – ср.

Две девушки на вечерней прогулке в деревне под гармошку поют частушки (синхронно).

Хоровод на деревенской улице – молодежь с гармошкой поет и пляшет (синхронно) (вечернее гуляние).

Часть (к/п) №2

По проселочной дороге в поле вечером идут девушки, парни; один из парней играет на гармошке, девушки поют.

Деревня вечером – общ.

пнр.

Солнечные лучи в лесу – ср.

Музыкант играет на трубе (синхронно) – ср.

Чемпионы Советского Союза в танцах на льду Людмила Пахомова и Александр Горшков танцуют под музыку Р. Щедрина «Веселые частушки» (озвучено).

В телевизионной студии идет съемка танца под русскую музыку (синхронно).

Работает съемочная телевизионная аппаратура, артисты танцуют.

Ансамбль заканчивает танец – стоп-кадр.

Здание Большого зала Консерватории – общ. (лето).

Памятник П.И. Чайковскому у здания Консерватории.

пнр по окнам Консерватории, в которой учился Родион Щедрин, он закончил консерваторию по классу композиции и по классу фортепьяно.

Р. Щедрин за работой над партитурой.

Действующий метроном – кр.

Кинохроника 1941 г.:

Москва в дни войны (зима и лето).

По улице Горького военные проносят аэростат – ср.

По улице города проезжают танки, танки проезжают мимо памятника Пушкину.

Р. Щедрин за работой над музыкальным произведением, которое он сочиняет на стихи Александра Твардовского, о Великой Отечественной войне.

Различные памятники защитникам нашей родины от немецко-фашистских захватчиков –ср.

Могильные плиты на братском кладбище, на одну из них рука кладет цветок гвоздики.

Надпись на плите «Зубков Алексей Васильевич 1912-1944. 20.XII.» - кр.

Мамаев курган в Волгограде, мемориальный ансамбль в честь защитников родины на кургане – общ. пнр.

Лицо девочки лет 3-х – кр.

Скорбное лицо мужчины – кр.

Памятник – высокий холм с пятиконечной звездой и надписью на плите: «Героям, павшим на Орловско-Курской дуге».

От юношеских объединений Орла, Курска, Белгорода, Тулы, Харькова, Липецка.

Плитка с надписью «Слава Героям, павшим смертью храбрых» - кр.

Цветы у различных памятников советским воинам – ср., общ., кр.

Горят Вечные огни на могилах советских воинов – кр.

Люди кладут цветы на могилы воинов – разн.

Пискаревское мемориальное кладбище – общ.

Люди разного возраста – мужчины, женщины – молодой солдат у памятника на кладбище – кр.

Скорбные лица женщин (пожилых, старых, одна женщина в трауре) – кр.

Памятник жертвам фашизма в Саласпилсе (Латвия) «Несломленный» - фигура мужчины, поднимающегося с земли; «Униженная» - женщины, стоящей на коленях - на широком поле, на месте бывшего концентрационного лагеря (скульптуры прямоугольных форм, высеченные из бетона) – ср., кр.

Скульптура Мать-родина на Пискаревском кладбище.

Воспитанники Суворовского училища, бабушка с внуком на кладбище – ср., кр.

Старая женщина опустилась на колени у могилы воина – кр.

Три горящих свечи на могиле солдата в поле – кр.

На поле валяется разбитая каска, проросшая ромашками.

Памятник «Противотанковые ежи» на 23-м километре Ленинградского шоссе, воздвигнутый в честь павших героев-защитников столицы.

Кинохроника 1941-1945 гг.:

Противотанковые заграждения на улицах Москвы.

Орудия, установленные на московских улицах.

Аэростат у памятника А.С. Пушкину.

Мимо Большого театра, замаскированного в дни войны, прогоняют стадо коров.

Большой театр в настоящее время, фонтан бьет в сквере у театра.

Р. Щедрин за роялем – работает над балетом «Кармен-сюита»; рассказывает о работе над этим балетом (синхронно).

Рисунки П. Пикассо на темы «Кармен» П. Мериме – разн.

Зрительный зал Большого театра – общ. пнр.

Оркестровая яма, музыканты раскладывают инструменты перед началом спектакля «Кармен-сюита»: скрипку, виолончель, ударные инструменты.

Р. Щедрин у рояля беседует с репетирующей роль Кармен из балета «Кармен-сюита» Майей Плисецкой.

Майя Плисецкая повторяет отдельные па.

Партитура балета Бизе-Щедрина «Кармен-сюита» - кр.

Часть (к/п) №3

Руки музыкантов играют на инструментах, подобранных для исполнения музыки Бизе-Щедрина «Кармен-сюита» - кр.

Майя Плисецкая в роли Кармен и Н. Фадеечев в роли Хосе исполняют небольшой фрагмент из балета.

Рука играет на кастаньетах – кр.

Сцена из финала балета «Кармен-сюита» (синхронно).

За кулисами Р. Щедрин целует М. Плисецкую после выступления в балете «Кармен-сюита».

Дача Щедрина и Плисецкой в Подмосковье – общ. (весна).

Р. Щедрин и Плисецкая на прогулке в лесу и на лугу среди цветов.

Р. Щедрин на рассвете удит рыбу в речке, наблюдает за течением воды.

Р. Щедрин за рулем легковой машины на улице Москвы – ср., кр. (май).

Прохожие на улицах Москвы.

Оркестр под управлением Евгения Светланова репетирует отдельные главы 2-го фортепьянного концерта Р. Щедрина, названного им «Диалоги», «импровизацией»; «контрасты» с участием автора музыки.

В Таллиннской филармонии Государственный симфонический оркестр под управлением Евгения Светланова исполняет 2-й фортепьянный концерт Р. Щедрина, партию рояля исполняет автор (синхронно).

Руки Щедрина на клавишах рояля (играют бурную музыку) – кр.

Р. Щедрин на концерте играет на рояле.

Музыканты оркестра играют на различных инструментах – общ., ср. (синхронно).