О творчестве кинооператора-кинодокументалиста ЦСДФ А. Головни.
1ч. - Начало творческого пути кинооператора А. Головни. Учеба в техникуме кинематографии. Съемки хроники. Совместная работа с Л. Кулешовым и А. Левицким. Творческое содружество: кинооператор А. Головня - режиссер В. Пудовкин. 2-3 ч. Работы А. Головни в кино. Фильмы "Мать", "Конец Санкт-Петербурга", "Потомок Чингиз-хана". А. Головня размышляет о тонкостях работы оператора, сравнивая свое творчество с работой художника. 4ч. - Преподавательская работа А. Головни во ВГИКе. Кинооператоры военных лет. Ученики А. Головни о времени учебы во ВГИКе.
Студенты первого курса кинооператорского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии на лекции; профессор, доктор искусствоведения, кинооператор Анатолий Дмитриевич Головня говорит со студентами (синхронно).
Зал Большого Кремлевского Дворца во время III съезда кинематографистов СССР – общ.
Выступает А.Д. Головня (синхронно).
Кадры из старого немого фильма «Стеклянный глаз», в роли кинооператора – А. Головня.
Кинохроника. 1923 г.:
Улицы Москвы – общ.
Едет трамвай; беспризорник на буфере – кр.
Пушкинская площадь – общ.
Здание университета им.
Ломоносова – общ., пнр.
Студенты на лекции – ср.
Приход поезда, семафор, стрелка; люди на перроне.
Фото молодого А. Головня – кр., наезд.
А.Д. Головня дома в кабинете рассказывает о своей жизни и работе (синхронно) – Кинохроника 1910-1920-ых гг.
Зрители входят в кинотеатр; зрительный зал; киномеханик у аппарата; люстра в зале – разн.
Кадры из немого фильма (мелодрама).
Съемки немого фильма (сцена паники на корабле).
Кадры из старых документальных фильмов.
Сцены из жизни африканцев; фигуристка на льду; пуск электростанции; дети в детском саду.
Монтажная пленка в коробке; режиссер Лев Кулешов за монтажным столом – ср., кр.
Оператор А.А. Левицкий – ср.
Фотографии А. Головни и режиссера Всеволода Пудовкина (на съемках и др.)
Фотографии В. Пудовкина и А. Головни – ср., кр.
А.Д.Головня рассказывает в своем кабинете (синхронно).
,
Разводятся мосты в Ленинграде (в белую ночь) – ср.
Исаакиевский собор (через решетку) – общ.
Баржа под мостом – кр., общ.
Картины Рембрандта (портреты стариков и др.) – кр.
Картины Серова: «Девочка с персиками», портреты актрис и др. – ср.
Картины А. Бенуа – ср.
Туманный пейзаж – общ.
Роща – ср.
Афиша фильма Пудовкина «Мать» - кр., наезд.
Кадры из фильма: сцены ареста Павла и демонстрации.
Кадры из фильмов Пудовкина «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингисхана».
Награда «Золотой Лев», полученная А. Головней – кр.
Кадры из немого фильма «Человек из ресторана», в ролях Михаил Жаров, Михаил Чехов, Вера Малиновская.
Кадры из немого фильма «Живой труп», в ролях Всеволод Пудовкин (Федя Протасов), Вера Марецкая, Ната Вачнадзе (цыганка Маша).
За кадром А.Д. Головня говорит о Вачнадзе (синхронно).
Тбилиси – общ. (с в/т).
Кладбище – ср., пнр.
А.Д. Головня, Т. Лобова, и др. проходят по кладбищу; А.Д. Головня кладет цветы на могилу; надгробная плита с надписью «1901-1943» - разн.
(На кладбище похороны Н. Вачнадзе и режиссера Н. Шенгелая).
Летят две птицы – общ. (вечер).
Кадры из первого звукового фильма В. Пудовкина и А. Головни «Дезертир» (синхронно).
Летит самолет – общ.
Фото: А. Головня и его жена – оператор Тамара Лобова – кр.
Фотографии рабочих моментов и кадры из фильма «Минин и Пожарский» (синхронно) – разн.
Кадры из фильма «Суворов», в роли Суворова актер Черкасов-Сергеев (синхронно).
Фото: заведующий кафедрой ВГИКа А.Д. Головня с учениками; выпускники ВГИКа 1941 года – ср.
Небо – ср.
Речной пейзаж – ср.
Кинохроника 1941-1945 гг.:
Взрыв; горят дома; советские солдаты идут, входят в вагоны.
Кинохроника 1941-1945 гг.:
Солдаты в окопе; солдаты бегут в атаку – разн.
Снимают кинооператоры: Владимир Сущинский, Мария Сухова, Георгий Бобров, Быков и др.
Раненому оператору кладут камеру на носилки.
Проходят солдаты; проносят раненого; женщина-крестьянка крестит солдат.
Провозят пушку и др. технику (зима); солдаты несут оружие через реку, снимает оператор, стоя в воде.
Атака (снято из танка).
Летит и стреляет самолет; падает сбитый самолет.
Стреляют «катюши»; стреляют пушки.
Взятие рейхстага.
Высвечивается мемориальная доска с фамилиями погибших кинооператоров – кр.
Фото: А. Головня на могиле оператора Стояновского – ср., отъезд.
Березы – ср.
Озеро с камышами – общ., пнр.
Поле, облака – общ.
Кинохроника 1945 г.:
Солдаты в вагоне машут цветами.
Люди на перроне; поезд подходит к перрону – разн.
Бывший командир танка Т-34, лейтенант, ныне лауреат Ленинской премии, оператор Игорь Слабневич и режиссер ЦСДФ Олег Арцеулов сидят на скамейке; И. Слабневич рассказывает о ВГИКе (синхронно) – разн.
Операторы А.Д. Головня, И. Слабневич, П. Русаков и др. в кулуарах Большого Кремлевского Дворца – ср.
А.Д. Головня выступает на III съезде кинематографистов СССР (синхронно).
Делегаты съезда аплодируют – общ., пнр.
А.Д. Головня проходит по съемочному павильону (учебная студия ВГИКа) – ср., пнр.
Фото: А.Д. Головня с выпускниками у здания ВГИКа.
А.Д. Головня в Праге; на международном кинофестивале с польским режиссером Ежи Кавалеровичем; за пишущей машинкой – кр.
А.Д. Головня занимается с иностранными студентами ВГИКа – операторами (синхронно) – ср., кр.
Загорается надпись «Не входить – съемка!» - кр.
Съемки фильма «Юлия Вревская»; оператор В. Юсов и режиссер С. Бондарчук у камеры; разные моменты съемок разных фильмов (короткие планы).
Кинооператор на слоне; снимает оператор В. Микоша; плотина, верхолаз, проезжает машина; оператор Филатов снимает с машины; металлические конструкции, линии электропередач, сварка, взлет ракеты (короткие планы).
А. Головня проходит по улице – ср.
А. Головня и Т. Лобова в фойе Дома кино – ср.
Юбилей А.Д. Головни: на сцене огромная книга с его словами: «Главное, мои деточки, надо трудиться, всё остальное – бред…», в зале сидят аплодирующие– ср.
Фото молодого А. Головни.
Крупные планы его учеников.
Волны – ср., пнр.
Море – общ.
Летят птицы среди скал – ср.