Влияние обледенения на летные характеристики самолета ТУ -154 Б (1988)

Док. фильм №33723, 2 части, хронометраж: 0:19:20, ценовая категория G
Студия: Центрнаучфильм (ЦНФ)
Режиссер:Юрловский В.

Аннотация:

Фильм снят по заказу Министерства гражданской авиации. В фильме показаны все виды наземного обледенения, и обледенения аэродинамических профилей в полете, меры безопасности полетов в условиях обледенения.

Часть (к/п) №1

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Пилоты, штурман заходят в кабину самолета Ту-154, занимают свои места возле приборов, приборной панели, надевают наушники, готовятся к полету.

Крупно - пилот за штурвалом.

Вид из кабины на летное поле.

Служебная техническая машина едет по летному полю.

Аэродром, на летном поле стоят самолеты.

Сосульки, ледяные отложения на крыле самолета.

Пилоты в кабине, проверяют приборы, панорама на штурмана.

Крупно - лицо пилота.

Один из пилотов снимает наушники, выходит из кабины, идет в сторону салона самолета.

Панорама на ветки деревьев, покрытые снегом, инеем.

Зима. снег, деревья.

Показано, как растут на поверхности самолета кристаллики льда.

Панорама на иллюминаторы - на стекле виден иней.

Кристаллическая изморозь на крыле самолета.

Крупно - рука очищает от льда и изморози маленький участок на крыле самолета.

Панорама на самолет ТУ-154, в кадре - обледенение на крыле, которое возникло в результате замерзания капель дождя, тумана или мороси.

Крупно - показано как влага превращается в льдинки, которые коркой покрывают самолет.

Крупно - рука соскребает ледяное покрытие с поверхности самолета.

Летное поле, самолеты.

В кадре - замерзший мокрый снег на крыле самолета.

Крупно - рука с отверткой стучит по покрытой ледяной коркой поверхности самолета, показано как откалываются куски льда, замерзший снег и тд.

В кадре - крыло самолета ТУ-154. Крупно - ледяные узоры на поверхности самолета.

Анимационная вставка, рисованные схемы и тд. - показано, чем опасно обледенение поверхностей самолета.

Чем совершеннее аэродинамический профиль, тем совершеннее обтекание его воздушным потоком.

Подъемная сила и вес самолета в этом случае равны.

Для чистого крыла эта зависимость сохраняется до критического угла атаки.

При образовании льда условия обтекания меняются.

Подъемная сила крыла уменьшается.

Даже иней уменьшает подъемную силу крыла почти на одну треть, а критический угол - почти вдвое.

Самолет на взлетной полосе - взлетает.

Анимационная вставка - показано, как взлетает обычный самолет.

Самолет на взлетной полосе - взлетает.

Анимационная вставка - показано как взлетает обледенелый самолет с меньшей подъемной силой (пытаясь набрать высоту, он выходит на критические углы атаки, теряет продольную и поперечную устойчивость, управляемость).

Вид из кабины самолета на летное поле, видно, как проезжает техническая служебная машина.

Сотрудники наземной службы подъезжают к самолету на служебной машине.

Техник поднимается по лестнице наверх машины, надевает страховочный пояс, готовится к работе по удалению обледенений с поверхности самолета.

Мужчина нажимает на кнопки на приборной панели.

Сотрудник техслужбы поднимается на подъемнике, чтобы начать обрабатывать поверхность самолета.

Крупно - лицо мужчины в шапке.

Сотрудник техслужбы надевает защитные очки, поднимает специальный прибор для подачи горячей воды.

Мужчина нажимает на кнопки на приборной панели.

Техник крутит ручку оборудования для подачи горячей воды.

Показано как сотрудник наземной технической службы удаляет обледенения с помощью горячей воды с последующей обработкой поверхностей самолета антиобледенительной жидкостью.

Антиобледенительная жидкость смывает лед и снег и образует на обшивек защитную пленку.

Панорама на самолет на летном поле, машину техслужбы, сотрудника на подъемнике, который обрабатывает поверхность самолета.

Крупно - струя с жидкостью смывает лед с поверхности крыла.

В кадре - сотрудник наземной технической службы за работой.

В кадре - самолет на летном поле, машина техслужбы, сотрудник на подъемнике, который производит обработку поверхности самолета антиобледенительной жидкостью.

Штурман в наушниках за приборной панелью, панорама на пилотов в кабине.

Анимационная вставка - показаны две противообледенительные системы, которыми оборудован самолет.

Это воздушно-тепловая система крыла, оперения, двигателей и воздухозаборников, которая работает от горячего воздуха 9-й ступени компрессора и электро-тепловая система предкрылков и стекол фонаря кабины.

Пилоты в кабине самолета у штурвалов, панорама на приборную панель.

Крупно - лицо пилота.

Крупно - рука переключает тумблеры на приборной панели.

Самолет выруливает на взлетной полосе.

Самолет взлетает.

В кадре - модель самолета, моделируются разные погодные условия.

Специальное помещение для испытаний, сотрудники поднимаются по лестнице наверх, надевают наушники, наблюдают за экспериментом.

В кадре - приборная панель с тумблерами.

Мужчина в наушниках задает определенные параметры для эксперимента (влажность, температуру и тд.).

Крупно - приборная панель, рука переключает тумблеры, нажимает на кнопки, в кадре показания приборов и тд.

Крыло самолета в аэродинамической трубе.

На поверхности крыла из облака осаждаются капли воды.

Переохлаждаясь с потоком воздуха, они превращаются в кристаллический иней, покрывающий большую площадь крыла.

В дальнейшем обледенение идет в основном по его передней кромке.

Толщина льда увеличивается, образуя значительный нарост неправильной формы.

В кадре - модель самолета (для проведения опыта) - показаны образовавшиеся наросты льда на кромке крыла, на лобовых стеклах кабины, на воздухозаборниках двигателей и кромках хвостового оперения.

Ключевые слова

Гражданская авиация, самолет, ТУ-154, аэродром, летное поле, самолет взлетает

Сезоны: Зима [823]

Часть (к/п) №2

Кадр видеоКадр видеоКадр видеоКадр видео

Анимационная вставка - самолет покрывается кристаллами льда.

Крупно - показаны наросты льда на поверхности самолета.

Пример обледенения на ребре атаки крыла (рука откалывает кусок наледи).

Модель самолета.

Анимационная вставка - показано, как обледенение происходит на профиле крыла при выпущенной механизации - наросты льда образуются на кромках закрылков, на передней части предкрылка и на крыле за ним.

Показано, как такое обледенение выглядит на реальной модели крыла.

Модель самолета с образовавшимся обледенением - лед на передней кромке закрылков иногда бывает настолько значительным, что не дает возможности убирать механизацию в исходное положение.

Кабина самолета, в кадре пилоты и штурман.

Крупно - прибор показывает набор высоты.

Вид из кабины во время полета.

Анимационная вставка - показан летящий самолет.

Под действием воздуха, засасываемого компрессором, кусочки льда с поверхностей воздухозаборника или кока двигателя могут оторваться и повредить лопатки входного направляющего аппарата и первых ступеней компрессора.

При этом возможен отказ двигателя и связанные с этим сложности пилотирования (схематично показано движения самолета в таких условиях).

Самолет, крыло, закрываются закрылки.

Диспетчер возле приборов, смотрит на радаре нахождение самолета.

Пилоты в кабине самолета.

Крупно - показания приборов на приборной панели в кабине.

Пилот за штурвалом самолета.

Кабина самолета, в кадре пилоты. штурман.

Анимационная вставка - показано, как самолет начинает терять высоту, так как подъемная сила крыла уменьшена.

Чтобы её сохранить, необходимо увеличить скорость или угол атаки.

Модель самолета - показано, как увеличивается угол атаки.

Анимационная вставка - показано, как такое увеличение может вывести самолет на угол, близкий к критическому, что может привести к срыву потока и сваливанию.

Пилоты в кабине самолета.

Крупно - рука дергает ручку прибора.

Вид из иллюминатора на крыло самолета - закрываются закрылки.

Анимационная вставка - показано, что при установившемся полете пикирующие и кабрирующие моменты равны.

Пилоты за штурвалом в кабине самолета.

Анимационная вставка - показано, что при обледенении кабрирующий момент, создаваемый стабилизатором и рулем высоты, растет до критического угла атаки, который в этих условиях значительно меньше обычного.

Крупно - пилот в кабине самолета.

Анимационная вставка - при выпуске механизации характер обтекания заметно меняется (появляется скос потока, захватывающий хвостовое оперение).

При этом угол атаки, даже при постоянном положении стабилизатора, приближается и даже может стать больше критического.

Пилот за штурвалом самолета.

Анимационная вставка - показано как происходит клевок, самолет резко снижается.

Вид из кабины пилотов, самолет идет на посадку.

Самолет, кабина, в кадре пилоты и штурман.

Крупно - лицо пилота.

Приборная панель.

Крупно - показания приборов при снижении.

Крупно - лицо пилота.

Приборная панель - включается противообледенительная система самолета.

Самолет, кабина, в кадре пилоты и штурман.

Крупно - лицо пилота.

Крупно - на приборной панели загораются лампы сигнализации.

На приборной панели рука переключает тумблеры, запускает противообледенительную систему.

Крупно - приборы на панели управления.

Пилоты за штурвалом.

Вид из иллюминатора на крыло самолета.

Пилот за штурвалом.

В кадре авиационный прибор - вариометр (движется стрелка).

Крупно - лицо пилота.

В кадре авиационный прибор - вариометр.

Пилоты в кабине самолета.

Приборная панель самолета, в кадре различные приборы, оборудование.

Крупно - лицо пилота.

Кнопка сигнализации на приборной панели.

Выключаются противообледенители планера и двигателей.

Крупно - лицо пилота.

Приборная панель, в кадре - кнопки и тумблеры включения противообледенительной системы.

Приборная панель.

Панорама на кабину, в кадре пилоты самолета, штурман.

Самолет в небе, вид на крыло.

В кадре - приборная панель, различные приборы, оборудование.

Вид из кабины пилотов, самолет идет на снижение.

В кадре показания авиационного прибора - показателя скорости (движется стрелка).

Крупно - лицо пилота.

Приборная панель - показано состояние закрылков.

Самолет, кабина, в кадре пилоты и штурман.

Крупно - показания различных авиационных приборов.

Самолет снижается, идет на посадку (снято из кабины пилотов).

Пилоты в кабине, переговариваются.

Крупно - рука пилота на ручке управления самолетом при посадке.

Панорама на приборы в кабине.

Самолет идет на посадку, снижается, садится на взлетную полосу (снято из кабины пилотов).

Самолет ТУ-154 снижается, садится на взлетную полосу.

Пилоты и штурман в кабине самолета.

Самолет движется по взлетной полосе.

Крупно - рука дергает ручки управления в кабине самолета.

Крупно - лицо пилота.

Крупно - рука выключает противообледенители стабилизатора, киля и крыла на приборной панели.

Выключается обогрев приемника полного давления.

Самолет на взлетной полосе, снижает скорость.

Аэродром, летное поле, самолеты.

Самолет ТУ-154 на летном поле, вид на крыло, покрытое обледенелым снегом.

На опытной модели самолета показано, как возникает обледенение.

Аэродром, летное поле, в кадре - буксировка самолета.

Показано, как взлетает самолет.

Вид на летное поле, взлетающий самолет из кабины.

Ключевые слова

Гражданская авиация, самолет, ТУ-154, пилоты, аэродром, летное поле, посадка самолета

Сезоны: Зима [823]

Наш сайт использует файлы cookies для персонализации сервисов и удобства пользователей. Продолжая работать с сайтом и/или его сервисами, вы принимаете Пользовательское соглашение, Политику конфиденциальности и Политику Cookies.